Автор: Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики высшей категории МОУ СОШ №21 г.Каменска-Уральского.
Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является создание информационно-образовательной среды (далее ИОС). В статье описывается ИОС как интегрированная многокомпонентная система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.
Основной целью современного образования является формирование новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам, оно должно охватить все основные компоненты социализации:
- систему духовно-нравственных ценностей;
- систему научных представлений о природе, обществе и человеке;
- систему универсальных учебных действий.
Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является создание информационно-образовательной среды (ИОС).
Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться ИОС-средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Автор: Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики высшей категории МОУ СОШ №21 г.Каменска-Уральского.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. С введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования меняются и задачи, встающие перед школой: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения УЧИТЬСЯ! В решении этих задач заменить школу невозможно.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (далее УДД), которые:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Автор: Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики высшей категории МОУ СОШ №21 г.Каменска-Уральского.
Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Преподаватели возлагают на телекоммуникации и мировые ресурсы сети Интернет огромные надежды. Оправдаются ли они? Смогут ли педагоги использовать потенциал технических средств и средств новых информационных технологий? Станет ли дистанционное обучение полноправным компонентом системы образования?
Настоящий период развития методов дистанционного обучения можно назвать периодом накопления опыта. Коллективы педагогов нарабатывают опыт проведения занятий, находят наиболее эффективные формы обучения. Интернет предоставляет возможность всем преподавателям обмениваться опытом, учебными материалами, просто учиться и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности.
Методы дистанционного обучения применяются в школьном образовании, системе повышения квалификации учителей и подготовке управленческих кадров.
Дистанционное обучение - наиболее демократичная форма, позволяющая получить образование любому члену общества, вне зависимости от его места проживания, на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей.
Но для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие необходимые факторы и условия: наличие современной компьютерной базы и средств телекоммуникационной связи, начальный уровень подготовки учителей в области дистанционных технологий, использование лицензионного программного обеспечения как для создания и проведения вебинаров, так и для удаленного доступа к компьютеру ученика.
Автор: Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики высшей категории МОУ СОШ №21 г.Каменска-Уральского.
Современное общество уже нельзя представить без компьютеров и информационных и коммуникационных технологий, прочно вошедших в нашу жизнь.
Все большее распространение компьютерных технологий находят и в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
В отличие от системы образования в общеобразовательных классах, в специальном (коррекционном) образовании информационные и коммуникационные технологии являются эффективным средством преодоления вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся. При организации работы с компьютерной техникой крайне важным является то, чтобы она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету.
Шестой год преподаю в специальных (коррекционных) классах предмет «Информатика и ИКТ». Ведение предмета «Информатика» начинается только с 8 класса. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах не предусмотрено, данный курс вводится из часов школьного компонента и преподается всего 1 час в неделю при решении, принятом непосредственно на школьном совете.
Программа составлена на основе системно-информационной концепции, автор Макарова Н.В «Программа по информатике и ИКТ. 5-11 класс». Для изучения начального (пропедевтического) курса по информатике для учащихся используются учебники «Информатика и ИКТ. Начальный уровень» и рабочие тетради авторского коллектива. Для изучения базового уровня в основной школе – учебники автора Семакин И.Г. совместно с рабочими тетрадями.
Автор: Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики высшей категории МОУ СОШ №21 г.Каменска-Уральского.
Закон РФ «Об образовании» определяет право на образование одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Все гарантии распространяются и на детей, обучающихся в силу ограниченных возможностей на дому. Однако, недельная нагрузка обучения на дому по индивидуальному учебному плану, значительно ниже обязательной учебной нагрузки, предусмотренной Базисным учебным планом РФ и Свердловской области.
Дистанционное обучение является одной из новых форм организации образовательного процесса, базирующейся на принципе самостоятельного обучения. В настоящее время одной из главных задач образования считается не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Дистанционное обучение позволяет существенно расширить информационные рамки учебного материала, повысить качество образовательных услуг, осуществить на практике сугубо индивидуальный подход к удовлетворению интеллектуальных потребностей учащегося. Кроме того, характерными особенностями дистанционного образования также являются:
- гибкость, когда учащийся работает в свободном темпе и в удобном для себя месте;
- модульность, где каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний;
- экономичность, за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания;
- личностно-ориентированный подход к организации изучения материала;
- технологичность, когда используются различные методы, формы и средства взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний;
- интерактивность, полностью соответствует необходимым и достаточным средствам для обучения детей-инвалидов.
Автор: Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики высшей категории МОУ СОШ №21 г.Каменска-Уральского.
Возрастающая роль информационных технологий в жизни современного общества определяет особое положение предмета «Информатика и ИКТ» в общей системе школьного образования. С одной стороны, информатика должна подготовить человека к решению практических задач в условиях информационного общества, т.е. научить пользоваться средствами компьютерной техники и технологии. С другой стороны, она обеспечивает важнейший компонент фундаментального образования.
Использование методов активного обучения в учебном процессе приобретает в последнее время особую актуальность. Они основаны на деятельностном и системном подходах к педагогическому процессу. Применение активных форм обучения на занятиях по информатике способствуют наиболее лучшему усвоению материала учащимися.
Автор: Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики высшей категории МОУ СОШ №21 г.Каменска-Уральского.
Стремительная информатизация современного общества заставляет образовательное учреждение каждый день увеличивать процент внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Чтобы принять самые мудрые решения по вложениям в IT-технологии, директору нужно знать все, что есть сейчас, в данный момент времени, в своем учебном заведении, от физического оборудования – персональных компьютеров, до информации о его реальном использовании.
Управлять программным обеспечением – это значит твердо знать в каждый момент времени, какие программы и лицензии ПО используются в образовательном учреждении.
Авторские права на программные продукты образовательное учреждение может нарушить, не отдавая отчета в том, что нарушение авторских прав произошло. Если образовательное учреждение точно не знает, сколько лицензий на программные продукты у него есть и где эти продукты установлены, это может привести к нарушению учебным заведением лицензионных соглашений. Хотя эти нарушения могут быть случайными, образовательное учреждение, в данном случае директор учебного заведения, рискует быть привлеченным к юридической ответственности. Широкая доступность нелегального ПО в онлайне ещё больше затрудняет эффективное управление программным обеспечением.
Автор: Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики высшей категории МОУ СОШ №21 г.Каменска-Уральского.
Возрастающая роль информационных технологий в жизни современного общества определяет особое положение предмета «Информатика» в общей системе школьного образования. С одной стороны, информатика должна подготовить человека к решению практических задач в условиях информационного общества, т.е. научить пользоваться средствами компьютерной техники и технологии. С другой стороны, она обеспечивает важнейший компонент фундаментального образования.
В настоящее время в школьной программе образования широко приветствуется исследовательская деятельность учащихся и педагогов. При создании проекта или презентации урока в программе MS PowerPoint многие учащиеся и преподаватели желают вставить видеоклипы в слайд. Но, к сожалению не все видеоклипы проигрываются при демонстрации готовой презентации, хотя при проигрывании данного видеоклипа вне презентации Windows Media Player проблем не возникает. И даже, если вы поместите данные видеофайлы в ту же папку, где находится сама презентация, ничего не помогает. При установлении дополнительных видеокодеков улучшения не происходит. Причина находится в самом видеоклипе. Так как многие берут видеоклипы с дисков или с каких-нибудь сайтов (например, «Единая коллекция цифровых ресурсов»), сжатие видеоклипа осуществлен неизвестным кодеком.