Кабинет информатики, Каменск-Уральский, Школа №21, учитель Ляшенко Надежда Георгиевна
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ БАЗ ДАННЫХ MS ACCESS
Публикации. Учитель Ляшенко Надежда Георгиевна, Каменск-Уральский, Школа №21Возрастающая роль информационных технологий в жизни современного общества определяет особое положение предмета «Информатика и ИКТ» в общей системе школьного образования. С одной стороны, информатика должна подготовить человека к решению практических задач в условиях информационного общества, т.е. научить пользоваться средствами компьютерной техники и технологии. С другой стороны, она обеспечивает важнейший компонент фундаментального образования.
Использование методов активного обучения в учебном процессе приобретает в последнее время особую актуальность. Они основаны на деятельностном и системном подходах к педагогическому процессу. Применение активных форм обучения на занятиях по информатике способствуют наиболее лучшему усвоению материала учащимися.
Существуют различные методы активного обучения. Среди них особо выделяют деловые проекты, в процессе которых выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.
Задачей курса «Информационные технологии хранения данных» является изучение системы управления баз данных Access и применение знаний, умений и навыков при самостоятельном создании баз данных. Наиболее простым средством, как может показаться, является использование готовых обучающих программных продуктов. Сейчас на рынке представлено большое количество методических электронных пособий. Но есть проблемы в их применении. Демонстрационные возможности имеющихся программных продуктов не могут служить основанием для того, чтобы считать их полезными. Эффективность электронного пособия целиком и полностью определяется тем, насколько оно обеспечивает реализацию предусмотренных целей обучения. Обучающая система должна быть не эффектной, а эффективной. Эффективность определяется уровнем образованности и самостоятельности учащихся в освоении предметной области.
В целях повышения качества изучения, а также самостоятельности учащихся, в педагогической практике мною ставилось несколько задач: разнообразить формы учебно-познавательной деятельности учащихся, предоставить им возможность для самоконтроля и коррекции полученных знаний.
После изучения теоретической части темы, учащимся было предложено побыть в роли разработчиков, т.е. создать базу данных «Библиотека», которая автоматизирует ручной труд школьного библиотекаря. Старшеклассники знают, при получении аттестата или при переходе из одной школы в другую, документы учащимся не выдаются, пока не будут сданы все книги.
Первым, чем занимались учащиеся – шли в школьную библиотеку. Собирали информацию о методах работы библиотекаря, и узнавали, что хотел видеть библиотекарь как заказчик при внедрении базы данных «Библиотека».
База данных должна выдавать информацию по востребованной книге, в которой говорилось, кто из учащихся брал данную книгу и когда вернул обратно, а также чтобы по фамилии учащегося можно было получить отчет, какие книги ученик брал, вернул, и какие книги числятся за данным учащимся.
Второе, формировали таблицы базы данных согласно библиотечным формулярам учащихся школы.
Далее были создана одна форма с вкладками для удобства работы библиотекаря с базой данных.
Последним был разработан отчет в помощь библиотекарю, для вывода информации по учащемуся, какие книги он брал, вернул обратно в библиотеку, и какие должен.
В течение всего процесса разработки и внедрения базы данных «Библиотека» учащиеся согласовывали все вопросы, разногласия, замечания и консультации с руководителем проекта – учителем информатики и пожеланиями заказчика – школьным библиотекарем.
Основная идея проекта состояла в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой ученики, поставив себя на место человека той или иной специальности, а именно программиста, смогли увидеть и оценить значение знаний в производственном труде, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике.
Методика преподавания информатики и информационных технологий многогранна, и должна более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, давать новые знания, не содержащиеся в базовых программах.
Нестандартные формы обучения способствуют повышению качества обучения, интереса к профессии и развитию творческих способностей учащихся.
Автор: Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики высшей категории.
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 21, г. Каменск-Уральский
Используются технологии uCoz