Мониторинг деятельности
классного руководителя
классного руководителя
Автор: Лыкова Ирина Владимировна, учитель биологии МОУ СОШ №21 г. Каменска-Уральского.
Современное общество предъявляет образованию все большие требования. Изменяются темпы жизни, увеличивается количество поступаемой информации. Образование, ориентированное на передачу знаний, зачастую не справляется с этой задачей. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). Самой главной задачей становится привлечение интереса детей к процессу обучения. Необходимо сделать так, чтобы каждый урок был неповторимым и интересным. Богатейшие возможности для этого предоставляют нам современные информационно – коммуникационные технологии.
В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. В этом заинтересованы также учителя-предметники и родители.
При разработке методики контроля за деятельностью классного руководителя можно исходить из того, что его работа представляет собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются:
- установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе;
- разработка форм, методов и приемов деятельности;
- реализация намеченных планов;
- анализ результатов деятельности;
- коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.
Академик Ю.К. Бабанский определяет шесть основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками (иногда и с психологической службой образовательного учреждения).
1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. При этом важно, чтобы цели всех трех участников учебно-воспитательного процесса были примерно одинаковыми и чтобы все они желали и могли интегрировать усилия для достижения целей.
2. Стимулирующе - мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). Однако нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы и помогать учителям в правильной организации учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей. Интерес к знаниям – важный, но не единственный стимул успешного обучения. Поэтому задача классного руководителя – пробудить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд.
3. Содержание образования. Необходимость этого компонента в деятельности классного руководителя вызывает у многих сомнение, т. к. определяется спецификой предметов, профилем образовательного учреждения и пр. Но важно, чтобы классный руководитель детально представлял особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладал подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе.
4. Операционно - деятельностный компонент. Он предполагает контроль за тем, чтобы дети владели "инструментом учения" на уроке и вне его, а родители и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. Родители – это сила, которая может оказать серьезную помощь в учении детей. Выполняя домашнее задание, школьники закрепляют усвоенное в классе, расширяют и приобретают новые знания. Поэтому успеваемость зависит не только от учителей, но и от родителей. Они создают условия для учебной работы детей, обеспечивают их книгами, учебными принадлежностями, помогают организовать домашние занятия.
5. Контрольно - регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями.
6. Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей.
По нашему мнению, для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен:
- Учитывать особенности содержания образования учащихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников.
- Определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса.
- Детально представлять особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе.
- Разработать и реализовать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей.
- Определять общие задачи и проблемы, связанные с академической неуспеваемостью учащихся, для учителей-предметников, работающих в классе.
- Организовать дифференциацию обучения.
- Воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда.
- Разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привлечением родителей и учителей.
- Своевременно информировать родителей об успеваемости их детей.
- Проводить работу с родителями для обеспечения качественного выполнения домашних заданий.
- Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Памятка классному руководителю
Автор: Лыкова Ирина Владимировна, учитель биологии МОУ СОШ №21 г. Каменска-Уральского.
«Памятка классному руководителю» является методическим пособием по содержанию деятельности классного руководителя в школе. Она была составлена на основе «Памятки классного воспитателя», разработанной в ходе Всероссийского эксперимента «Классный воспитатель». Она опирается на Концепцию педагогической поддержки ребенка в образовании, разработанную группой научных сотрудников Института педагогических инноваций РАО под руководством О.С. Газмана. Основанием для создания этой концепции явилась ситуация, связанная с проблемами воспитания, которая сложилась на сегодняшний день.
Что чаще всего происходит сегодня? Во многих обеспеченных семьях основное внимание уделяется материальному обеспечению своего чада, направлению его в престижное учебное заведение, обучению в сфере дополнительного образования. Но всерьез вопрос о культуре общения между родителями и детьми, духовном их развитии в значительном числе таких семей не ставится.
В малообеспеченных семьях к проблемам в духовно-нравственной сфере прибавляются материальные и психологические (страх за свое будущее и своих детей, обида на жизнь и т.п.).
Кто же поможет ребенку раскрыть его индивидуальные особенности, поможет в выборе жизненного пути, создаст условия для самоопределения и самореализации, для овладения способами преодоления трудностей? Наверное, помощь сегодня может прийти только из сферы образования.
Кто в школе может заняться такой работой профессионально? Проблемы воспитания в школе традиционно решал классный руководитель, который является тем же учителем-предметником. К сожалению, ситуация сегодня такова, что большинство образовательных учреждений не в состоянии оплатить труд освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Поэтому каждому классному руководителю важно прежде всего рассматривать возникающие проблемы с позиции ребенка и оказывать ему необходимую помощь (хотя, конечно, все, что хотелось бы, классный руководитель выполнить не сможет, даже при наличии таких помощников, как школьный психолог, социальный педагог, организатор детского творчества, члены родительского актива).
Как правило, каждый педагог транслирует свое мировосприятие, пытается навязать свой образ жизни детям. Поэтому он с удовольствием работает с теми, кто соответствует его ожиданиям. В результате учитель часто не видит тех, кому действительно требуется помощь. Заявляя, что является сторонником гуманистической педагогики, на практике он исповедует совсем иные ценности, подчас забывая о главной своей функции - помощи ребенку в образовании и его защите.
От кого же защищать ребенка? От незаслуженных оскорблений учителя, сверстников, от родителей, от него самого! Ребенок, подросток не всегда понимает опасности, которые встречаются на его пути. Поэтому так важно вовремя его остановить, помочь освоить способы выхода из трудных жизненных ситуаций, способы самозащиты своей индивидуальности, достижения внутренней (психологической) устойчивости, укрепления воли. Это и есть педагогическая защита ребенка.
Если мы говорим о необходимости развития индивидуальности, способной к самоопределению, самореализации, к саморазвитию, то необходимо выделить и особый педагогический процесс, ее обеспечивающий, - педагогическую поддержку ребенка в индивидуальном развитии. «Под педагогической поддержкой понимается процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), позволяющий ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» (О.С. Газман).
Надеюсь, что представленные ниже материалы помогут классным руководителям и организаторам воспитательной работы обеспечить такую педагогическую поддержку школьников, несмотря на многочисленные сложности и перегрузки, с которыми еже-дневно приходится сталкиваться учителям.
1. Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельности
Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми.
1.1. Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья школьников
Если вы хотите, чтобы ребенок был физически здоровым, то вам необходимо самому овладеть физической культурой, знать свой организм, уметь поддерживать его в здоровом состоянии. Кроме того, педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах возникновения отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Классный руководитель в течение всех лет работы с классом должен изучать состояние здоровья и особенности развития каждого ребенка. Для этого необходимо регулярно знакомиться с медицинскими картами учеников, «листками здоровья», в которых врачи указывают патологические, хронические заболевания учащихся, а также консультации врача. Совместно с психологом классный руководитель проводит тестирования, позволяющие выявить черты характера ученика, определить темперамент и другие особенности его личности, а также ведет наблюдение за поведением каждого учащегося. Все это позволяет классному руководителю и учителям определить для каждого ученика посильные требования, которые соответствуют состоянию его здоровья и личностным особенностям.
Совместно со школьным врачом (медицинским работником) и родителями классный руководитель помогает ученику самостоятельно организовать свой режим жизни.
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель помогает врачам и непосредственно участвует в проведении диспансеризации учеников своего класса.
Ведет работу по профилактике различных заболеваний, проводит с учащимися беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной гигиене человека, учит методикам релаксации (расслабления), проводит физкультминутки на уроках и переменах.
Разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом).
Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев.
Организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.
1.2. Общение классного руководителя
Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.
Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества учителя.
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Прежде всего классный руководитель должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребенок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково положение ребенка в семье, каковы наследственные черты характера.
Классный руководитель проводит тестирование и социометрические исследования, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, в частности отношения мальчиков (юношей) и девочек (девушек), «лидеров» и «изгоев» класса. Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, классный руководитель стремится понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребенка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.
Изучив особенности общения ребенка, классный руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.
Б) Работа с классным коллективом
Деятельность классного руководителя в сфере общения с классом имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат в классе. Для этого целесообразно разработать Программу общения, в которую можно включить:
- коллективные творческие дела: «Огоньки», «КВНы», походы, дискуссии, вечера отдыха и т.д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
- практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль общения, изучили правила поведения в обществе;
- беседы и дискуссии;
- тренинги общения с привлечением школьного психолога;
В) Участие в общешкольных делах и работа в микрорайоне
Классный руководитель не должен ограничивать общение ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.
1.3. Деятельность классного руководителя в сфере обучения
А) Индивидуальная работа классного руководителя.
Чтобы помочь ребенку в обучении, классному руководителю необходимо выяснить его учебные возможности, а именно:
- особенности мышления, умение выделять главное;
- самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную деятельность;
- интересы, склонности;
- уровень работоспособности;
- знание пройденного ранее учебного материала;
- а также особенности его учебной мотивации, в частности:
- осознание необходимости учебной деятельности;
- мотивы улучшения качества обучения.
Необходимо выявить причины отставания в учебе, в числе которых могут быть:
- состояние здоровья;
- отсутствие бытовых условий, способствующих качественному выполнению домашних заданий;
- пробелы в знаниях и умениях, отсутствие определенных учебных навыков;
- недостатки преподавания;
- отсутствие интереса к предмету;
- проблемы, связанные с волевой сферой;
- невнимательность.
Некоторые из перечисленных причин классному руководителю может помочь выявить педагог-психолог. Также он способен оказать помощь в проведении тестирований на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания, воли.
Беседы с родителями также способствуют объяснению некоторых особенностей развития ребенка. Важно понять, каким образом ученику помогают его родители; заставляют ли его делать домашние задания или он выполняет их сам, каким образом стимулируется успешная учеба дома, какая помощь семье необходима от учителя. Совместно с родителями классный руководитель способствует развитию у ребенка познавательных интересов. С этой целью проводятся обсуждения фильмов, телепередач, книг, сочинение сказок и рассказов, наблюдения за природой.
Немаловажное значение имеет и то, в какой степени ребенку помогают учиться его одноклассники, товарищи; в какой степени он сам способен оказать помощь в учебе другим.
В результате сбора информации классный руководитель имеет значительный материал, характеризующий индивидуальные учебные возможности ребенка, особенности его учебной мотивации, что дает ему возможность целенаправленно строить свою индивидуальную работу с учеником. Такая информация необходима и для организации совмест-ной работы классного руководителя с учителями-предметниками по оказанию помощи учащемуся. С этой целью рекомендуется проводить педагогические консилиумы учителей, работающих в данном классе, организовывать консультационную помощь по предметам для нуждающихся в ней ребят.
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель организует с учащимися класса познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т.д.), экскурсии - в библиотеки, музеи, театры с последующим обсуждением увиденного и услышанного. Он проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, мыслить с самим собой, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами.
В) Участие в общешкольных делах
Классный руководитель оказывает помощь в проведении общешкольных предметных олимпиад, конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и других внеклассных мероприятий по изучаемым дисциплинам.
1.4. Организация досуга
Досуг - это время отдыха учащихся и одновременно время развития их многообразных способностей и интересов, время общения с различными людьми. При организации досуга классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:
- формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;
- досуговая деятельность строится на основе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;
- разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (например, от шумной дискотеки - к спокойному общению школьников в кругу).
А) Индивидуальная работа классного руководителя
Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:
- изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);
- выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.
Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности, классный руководитель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).
Б) Работа с классным коллективом
Классный руководитель строит совместно с детьми деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:
- расширения познавательного и культурного кругозора учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);
- участия в общественно значимой деятельности (экологической, охране памятников и т.п.);
- организации активного отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);
- укрепления связей семьи и школы (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);
- изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т.д.);
- участия в государственных и национальных праздниках, в поисковой работе;
- организация коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);
- организация добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т.п.
Досуг - важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Классный руководитель создает условия для развития самоуправления, принимая участие в работе органов самоуправления своего класса, тактично направляя работу лидеров, не ущемляя их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в классе.
Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности и нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новую информацию о них в своей работе.
В) Участие в общешкольных и районных делах
Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый конкретный класс, как и другие классы, участвует:
- в общешкольных праздниках, трудовых акциях, районных мероприятиях;
- в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы.
Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.
Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого - всей воспитательной работы школы.
2. Документация классного руководителя
2.1. Рабочий дневник
Форму рабочего дневника Вы можете выбрать произвольно. Имеет смысл разделить его на три части (раздела).
В первый раздел рекомендуется включить понедельные планы работы с классом и корректировать их в течение недели, кратко излагая выполнение запланированных дел или причин их невыполнения с указанием выявленных проблем.
Во втором разделе - выписать в алфавитном порядке фамилии учеников класса, оставляя на каждого ученика не менее шести страниц: на первом листе дать характеристику ученика и его анкетные данные, сведения о родителях. На втором листе можно записывать все, что касается здоровья ребенка; на третьем - сделать заметки об особенностях его учебной деятельности (достижениях, проблемах, необходимых рекомендациях для педагогов, родителей и самого ученика), на четвертом - разместить информацию о проведении им досуга, на пятом - описать круг и особенности общения школьника, на последнем, шестом - дать характеристику участия семьи в воспитании ребенка.
На каждом из этих листов следует записать:
- каким образом изучался ребенок;
- какие проблемы наиболее актуальны для него;
- способы решения выявленных проблем и эффективность их применения.
В третьем разделе сделайте записи о работе с классом:
- Способы изучения коллектива класса.
- Вскрытые проблемы развития классного коллектива.
- Планы разрешения этих проблем.
2.2. Материалы исследования
Исследовательские материалы (тесты, опросники, анкеты) обрабатываются классным руководителем и представляются в виде схем, таблиц, графиков. Они хранятся в картотеке в разделе «Класс». В картотеку для учащихся (на каждого ребенка) вносятся материалы диагностических исследований (сочинения, рисунки, анкеты, записи бесед с учеником и прочие материалы).
3. Советы вразброс
3.1. Рекомендации данной памятки не охватывают всего объема деятельности классного руководителя. Надеемся, что вы не забудете:
- проводить педагогические консилиумы, индивидуальные беседы с учителями и родителями по проблемам воспитания и развития личности школьника;
- проводить классные родительские собрания с целью пропаганды педагогических знаний среди родительской общественности;
- взаимодействовать с заместителем директора школы по воспитательной работе, организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы (организатором детского творчества).
3.2. Напоминаем, что взаимоотношения с коллегами прямо сказываются на результатах вашей работы с детьми.
Эти отношения следует строить таким образом, чтобы товарищи по работе увидели в вас союзника, человека, способного разобраться в сложных психологических и педагогических ситуациях на уроке и вне его, лучше понять личность ребенка. Чтобы избежать неконструктивных конфликтов с коллегами, нужно не жалеть времени на общение с учителями, совместно выработать принципы отношений с детьми, обсуждать методы работы с каждым учеником. Это позволяет учителям, работающим с классом, сформировать адекватное представление о личности каждого ученика, построить взаимоотношения с детьми на основе справедливости.
3.3. Помните, что работа классного руководителя направлена на качественное улучшение состояния дел в воспитании и развитии личности, а не на увеличение количества мероприятий.
3.4. Психологи напоминают, что «учитель умирает в авторитарном монологе и возрождается в диалоге - сотрудничестве с учениками». Поэтому необходимо учитывать следующие условия успешного воспитания:
- включать ребенка в значимую для него деятельность;
- демонстрировать последствия поступка для референтной (значимой) для ученика товарищеской группы;
- предоставить возможность ребенку сменить роль своей личности в группе;
- учитывать мотивы активности личности (чего добивается школьник, так или иначе проявляя себя).
Учет этих условий особенно поможет вам в работе с «трудными» учащимися, детьми-«карьеристами», инфантильными учащимися.
Вот, что советует в связи со сказанным выше Януш Корчак в книге «Как любить ребенка»:
«Детские годы - долгие важные годы жизни ребенка… Уважайте труд познания… Уважайте собственность ребенка и его бюджет… Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста в подростковом периоде… Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?»
«Хороший воспитатель от плохого отличается только количеством сделанных ошибок и причиненного детям вреда.
Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или несправедливо, он приложит все усилия, чтобы как-то механизировать мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от нехватки у него времени. Плохой воспитатель свои ошибки сваливает на детей.
Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над пустяшным эпизодом (за ним может стоять целая проблема), не пренебрегает ничем.
Хороший воспитатель знает, что он делает по требованию торжествующих властей, … под диктатом существующих условий. И он знает, что диктат имеет в виду добро детей лишь постольку, поскольку учит гнуть спины, подчиняться, рассчитывать, приучает к будущим компромиссам.
Плохой воспитатель полагает, что дети и в самом деле должны не шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические правила.
Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их слишком чувствительно, было б желание научиться!»
«Ты вспыльчив, - говорю я мальчику. - Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день». Если хотите, в этой фразе я изложил весь педагогический метод, которым я пользуюсь».
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ?
Автор: Лыкова Ирина Владимировна, учитель биологии МОУ СОШ №21 г. Каменска-Уральского.
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы его ученики росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Но всегда ли мы добиваемся успехов, несмотря на все наши усилия? Всегда ли педагогический труд доставляет нам радость и удовлетворение? От чего это зависит? Попробуем разобраться в этих, отнюдь не праздных вопросах.
В школах немало педагогов с высокой эстетической культурой. Их отличает любовь к искусству, художественному творчеству, высокоразвитый вкус, стремление к постоянному эстетическому самообразованию и самовоспитанию. Талантом делиться своим духовным богатством с учащимися, заражать их своей увлеченностью многие учителя и преподаватели.
Однако надо не только иметь чем делиться, но и знать, как это делается, то есть владеть техникой педагогического общения. Однажды в разговоре с учителями о важности морально-психологического климата в классном коллективе пришлось услышать такие мнения: «Почему я должна заботиться о педагогическом такте, если сами ученики грубят, нарушают дисциплину?», «Меня совершенно не волнует, что думают обо мне ученики. Главное, чтобы была дисциплина и знания», «Кому какое дело до того, как я одета и каким тоном разговариваю с учениками?» Но большая часть педагогов разделила точку зрения А. С. Макаренко, что «... не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало ...»
Давайте посмотрим на себя со стороны, глазами наших учеников. На вопрос «Какой учитель в вашем понимании хороший?» восьмиклассники отвечали: «Справедливый, строгий и добрый. Чтобы умел развеселить класс, если все устали, обладал чувством юмора», «Чтобы был внешне красивым, одет модно, современно и со вкусом», «У учителя должна быть терпеливость по отношению к нам и способность увлечь нас на уроке даже неинтересным материалом». По этим ответам можно судить, какое большое место школьники отводят внешней и внутренней культуре учителя, манере поведения, умению владеть собой, артистизму.
Эстетическое воспитание немыслимо без духовного контакта с учащимися. Но как найти заветный ключик к сердцам ребят, раскрыть огромные резервы их эстетического развития? Ответ может быть только один: изучать возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Успешному эстетическому развитию учащихся способствует богатство сенсорной культуры (наличие музыкального слуха, чувства цвета, ритма, развитость обоняния и др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетические ценности предметов и явлений окружающего мира и т. д. Как же выявить потенциальные возможности ученика для развития его эстетических способностей?
Вот возьмем простой пример.
После обеда дети идут на прогулку. В лес далеко ходить не надо, он рядом. Кажется, на первый взгляд, повезло педагогу. Вот она, природа! Но в этом тоже есть свои сложности: дети могут привыкнуть к тому, что их окружает, и перестанут замечать красоту. И каждый раз, выходя со школьниками на прогулку, учитель обдумывает, о чем рассказать им сегодня, на что обратить внимание...
Наблюдая за детьми, она обнаруживает, что они по-разному ведут себя в лесу. Несмотря на запрет, Коля уже успел наломать веток, а Таня нарвала букет цветов и несет его учительнице. Саша с восторгом разглядывает муравья, тянувшего свою тяжелую ношу. У Вовы сразу возникает тысяча «почему?», не успеваешь отвечать. Что ни ребенок, то своя реакция на мир. Важно вовремя подметить эти особенности, поощрить одних ребят, тактично сделать замечание другим. Ну а лучше всего, считает Галина Семеновна, дать ребятам задания: «Найдите «удивительное» дерево и объясните свой выбор», «Попробуйте отыскать растение с гармоничным, приятным для глаза, сочетанием цветов, но не рвите его», «Кто больше услышит звуков в лесу?», «Придумайте сказку про лес и лесных обитателей». Какое богатство чувств, фантазии, воображения, наблюдательности выявляет она у своих питомцев!
В классе могут быть дети с недостаточно развитыми художественными способностями. Не стоит отчаиваться! С помощью специальных занятий можно развивать чувство ритма, музыкальный слух, воображение, ощущения, образную память, фантазию, так необходимые во всех видах художественно-творческой деятельности. Например, полезно включить ребят в коллективные творческие дела. Вот некоторые из них: конкурс защиты фантастических проектов, театрализованные споры о каком-либо литературном герое, кинофильме и т. п., этюды на «абсурдные» темы, концерты-экспромты и др. Важно не только открыть в каждом ребенке «художника» и создать условия для развития его природных задатков, но и знать о закономерностях эстетического развития учащихся в разные возрастные периоды.
Младшие школьники уже имеют некоторый опыт художественно-эстетической деятельности, обладают определенным запасом знаний в области искусства, культуры поведения. В их творческих работах (сочинениях, сказках, поделках) проявляется богатство фантазии, воображения, образного мышления. Этому возрасту свойственны пытливость и любознательность, стремление проявить себя в общественной деятельности, в художественном творчестве. Свое отношение к прекрасному они выражают в бурных восторгах, ярких переживаниях. Эстетические предпочтения у них еще недостаточно ярко выражены. Как девочки, так и мальчики с одинаковым удовольствием танцуют, поют, читают стихи, лепят, рисуют, ухаживают за растениями и животными, коллекционируют марки, открытки, репродукции картин. В силу своей эмоциональности и подвижности дети в этом возрасте не способны длительное время слушать музыку, рассматривать картину и т. д., поэтому восприятие искусства у них довольно поверхностное. После просмотра фильма или спектакля они могут пересказать действия отдельных героев, эпизоды, яркие сцены, но не уловить основную идею произведения. Рассматривая картину, они, наоборот, больше внимания уделяют содержанию (что изображено на картине), но еще не способны осмыслить художественные достоинства произведения.
Учащиеся среднего подросткового возраста отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, несдержанностью, частой сменой настроения. Формируется самосознание, интеллект, обостряется любознательность. Эстетические чувства так же, как и прежде, проявляются ярко и непосредственно, но более осознанно. Ребята стремятся разобраться в прекрасных и безобразных сторонах окружающей действительности. В этом возрасте начинает проявляться избирательное отношение к искусству. Подростков привлекают картины художников-баталистов, литературные произведения исторического содержания, приключенческие и научно-фантастические кинофильмы, «боевики». Эстетический идеал только формируется, неустойчив, объектом подражания может служить комический герой или любой смелый, решительный человек, даже если он совершает антиобщественные и безнравственные поступки.
В старшем подростковом возрасте наблюдается резкая разница в эстетических предпочтениях, взглядах и вкусах у мальчиков и девочек. У мальчиков начинается ломка голоса, появляются первые признаки взросления, возмужания. Стремление выглядеть независимыми, взрослыми и боязнь быть осмеянными за чрезмерную чувствительность, эмоциональность выражаются подчас в намеренно развязной манере поведения, в пренебрежительном отношении к своему внешнему виду, в употреблении жаргонных словечек. У девочек проявляется большой интерес к своей внешности. Они начинают пользоваться косметикой, носят серьги, перстни, цепочки и другие украшения. Стремление «быть, как все», выглядеть не хуже других характерно для многих школьниц. Наибольший интерес у них вызывают лирические произведения и фильмы о любви. Появляются записные книжки, альбомы, дневники, в которых записываются песни, полюбившиеся стихи, высказывания, собственные мысли.
Все чаще старших подростков волнуют вопросы: какое место я занимаю в коллективе, есть ли у меня друзья. Раздумывая о счастье, о смысле жизни, о красоте человека, учащиеся способны делать глубокие обобщения, давать правильную эмоционально-эстетическую оценку событиям, поступкам. Высоко ценится дружба в коллективе, красота взаимоотношений между мальчиками и девочками. Зачастую авторитетным является мнение не учителя или родителей, а сверстников, одноклассников. Выбор будущей профессии у них связан с романтическими мечтами или красивой формой одежды того или иного специалиста (летчик, стюардесса, капитан дальнего плавания, врач, сотрудник милиции, проводник железнодорожных экспрессов).
Ранняя юность — это период активного формирования мировоззрения, моральных качеств, эстетических вкусов и идеалов. Критическое отношение к миру и самому себе накладывает определенный отпечаток на поведение старшеклассников. Вместо желания «быть, как все» появляется потребность выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность. Они высоко ценят общую культуру и эрудицию своих старших друзей, учителей, доброжелательный, уважительный тон по отношению к ним.