СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Авторы: Ецкало Валентина Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР) и Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики.
Закон РФ «Об образовании» определяет право на образование одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Все гарантии распространяются и на детей, обучающихся в силу ограниченных возможностей на дому. Однако, недельная нагрузка обучения на дому по индивидуальному учебному плану, значительно ниже обязательной учебной нагрузки, предусмотренной Базисным учебным планом РФ и Свердловской области.
Дистанционное обучение является одной из новых форм организации образовательного процесса, базирующейся на принципе самостоятельного обучения. В настоящее время одной из главных задач образования считается не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Дистанционное обучение позволяет существенно расширить информационные рамки учебного материала, повысить качество образовательных услуг, осуществить на практике сугубо индивидуальный подход к удовлетворению интеллектуальных потребностей учащегося. Кроме того, характерными особенностями дистанционного образования также являются:
- гибкость, когда учащийся работает в свободном темпе и в удобном для себя месте;
- модульность, где каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний;
- экономичность, за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания;
- личностно-ориентированный подход к организации изучения материала;
- технологичность, когда используются различные методы, формы и средства взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний;
- интерактивность, полностью соответствует необходимым и достаточным средствам для обучения детей-инвалидов.
Среда же обучения характеризуется тем, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, в основном, а часто и совсем, отдалены от педагога в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Опыт показывает, что именно такая форма в сочетании с традиционным обучением позволяет формировать у учащихся навыки работы с информационными технологиями и создает предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного обучения в течение всей жизни.
Создание в нашей школе единой образовательной информационной среды, связанной с активным внедрением технологии интерактивного дистанционного обучения учащихся различных категорий независимо от их места проживания и принадлежности к образовательному учреждению, призвано обеспечить оптимальные условия детям с ограниченными возможностями здоровья для реализации ими равных возможностей получения образования всех уровней.
За несколько лет в школе сформировался коллектив педагогов, осуществляющих обучение детей на дому, т.к. количество таких учеников в нашем образовательном учреждении всегда было достаточно высоким.
По итогам работы прошлого 2008 – 2009 учебного года были проведены диагностические исследования, позволившие оценить положительную динамику в развитии эмоционального состояния педагогов и готовности к осуществлению нового вида педагогической деятельности.
Педагоги указали в анкетах заинтересованность в дистанционном образовании этой категории учащихся. Они считают, что именно такая форма обучения позволит учащимся успешно осваивать учебные программы в полном объеме, расширять кругозор, овладевать умениями и навыками, позволяющими успешно социализироваться в будущем.
В 2009 – 2010 учебном году коллектив педагогов успешно работает над проектом дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями при партнерской поддержке МОУ СОШ № 201 «Согласие» г. Екатеринбурга, БФ «Синара».
Использование Интернет-ресурсов является одним из ведущих направлений экспериментальной работы школы в рамках проекта «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья».
Доступом в Интернет обеспечены 37 автоматизированных рабочих места учителя с выделенным каналом подключения к сети Интернет, скорость которого 512 кбит/с. Это позволяет педагогу в любое время выйти в Интернет для проведения индивидуальных занятий с учащимся в режиме On-line.
Оснащение школы Интернетом открыло возможность педагогам пройти курсы повышения квалификации дистанционно.
Работа в данном направлении предполагает постоянное пополнение школьного образовательного ресурса специализированными материалами для учителей, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, повышение профессиональной квалификации педагогических и административных работников в плане овладения ими современными информационными и телекоммуникационными технологиями. Все это послужило основанием тому, что в школе принято решение о создании экспериментальной программы по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения равных условий учащимся с ограниченными возможностями здоровья в получении образования в соответствии с Государственными образовательными стандартами.
Главной целью программы является создание оптимальных условий учащимся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющим возможность посещать занятия в образовательном учреждении, для изучения предметов общеобразовательного цикла в форме дистанционного обучения.
Новизна программы состоит в следующем:
- ориентированность на обучение, развитие и поддержку детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом;
- использование современных технологий и инноваций при решении проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательного учреждения.
Срок реализации программы: 2010 – 2013 г.г.
Ожидаемые результаты:
- внедрение технологии интерактивного дистанционного обучения;
- обеспечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья полноценным образованием и необходимой специальной (коррекционной) помощью;
- создание системы информационной и учебно-методической поддержки образовательного процесса в рамках дистанционного обучения;
- существенное повышение квалификации педагогов в области новых информационных технологий;
- систематизация имеющихся современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы, осуществление их интеграции с традиционными средствами обучения;
- обеспечение 100% доступа учащихся с ограниченными возможностями здоровья к сетевым информационным образовательным ресурсам;
- эффективное использование современных информационных технологий в образовательном процессе;
- создание Центра компьютерных технологий для организации дистанционного образования учащихся различных категорий, независимо от их места проживания;
- обобщение и распространение опыта внедрения технологии интерактивного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья среди педагогического сообщества города;
- создание на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» «Центра дистанционного образования».
На сегодняшний день ВУЗы страны активно внедряют практику дистанционного обучения инвалидов. Для того чтобы ребенок – инвалид мог полноценно учиться, продолжить образование и в будущем получить достойную профессию, ему необходимо получить базовые знания в объеме школьной программы. Реализация права обучающихся на получение качественного образования детей, обучающихся в силу ограниченных возможностей на дому, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, требует введения новых форм организации учебного процесса для данной категории учащихся.
Автор: Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики высшей категории и Ецкало Валентина Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 21, г. Каменск-Уральский