Формирование универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития, Кабинет информатики, Каменск-Уральский, Школа №21, учитель Ляшенко Надежда Георгиевна
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.Каменск-Уральский, школа №21Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. С введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования меняются и задачи, встающие перед школой: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения УЧИТЬСЯ! В решении этих задач заменить школу невозможно.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (далее УДД), которые:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода. УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Учителю необходимо создать новые условия для такой деятельности.
Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
При введении ФГОС общего образования основополагающими технологиями, на наш взгляд, являются ИКТ-технологии и метод проектов, т.к. реализация системно-деятельностного подхода, на котором основано формирование УУД не возможна без их применения.
При применении метода проектов формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать ее, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация).
Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации (оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).
Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, — реальность настоящего времени.
Информатика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь».
Принципиально важную роль в информатике играет понятие информационной модели, которая одновременно является инструментом познания, средством планирования практической деятельности, в частности, с применением компьютера, и механизмом реализации межпредметных связей информатики.
Но не стоит забывать о том, что речь идет о вопросах формирования УУД обучающихся с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Для этих детей характерны следующие особенности: у всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Детям с ЗПР присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения. У многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена.
Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что эти дети (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.
Опыт педагогической деятельности с детьми с ЗПР показывает, что возникает противоречие между необходимостью введения ФГОС общего образования и особенностями и возможностями детей.
В процессе работы возникает проблема формирования УУД, соответствующих требованиям ФГОС общего образования, решение которой заключается в обсуждении, разработке и принятии специальных Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья как неотъемлемой части федерального государственного стандарта общего образования.
Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование детей с ограниченными возможностями возможностями.
Автор: Чурсина Наталья Радионовна, учитель физики высшей категории.
ГКОУ СО «СКШ №24», г. Каменск-Уральский
Автор: Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики высшей категории.
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 21, г. Каменск-Уральский
Используются технологии uCoz