Использование интерактивной доски в процессе обучения школьников, Каменск-Уральский, Школа №21
Использование
интерактивной доски
в процессе обучения школьников
г.Каменск-Уральский, школа №21Автор: Лыкова Ирина Владимировна, учитель биологии МОУ СОШ №21 г. Каменска-Уральского.
Современное общество предъявляет образованию все большие требования. Изменяются темпы жизни, увеличивается количество поступаемой информации. Образование, ориентированное на передачу знаний, зачастую не справляется с этой задачей. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). Самой главной задачей становится привлечение интереса детей к процессу обучения. Необходимо сделать так, чтобы каждый урок был неповторимым и интересным. Богатейшие возможности для этого предоставляют нам современные информационно – коммуникационные технологии.
Они позволяют:
  • рационально использовать урочное время;
  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью;
  • развивать позитивную мотивацию учеников к изучению биологии.
Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Таким образом, современные требования модернизации образования формируют парадигму активного обучаемого, взамен старой парадигмы – пассивного обучаемого. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Сейчас в школах появляются интерактивные доски. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, при проведении учебных занятий. Это устройство внешне очень похоже на обычную доску, но отличия можно обнаружить при первом же знакомстве с ней. Стоит только дотронуться до неё…и открыть нужный файл, запустить Интернет или сделать запись. Использование интерактивной доски помогает разнообразить занятия всех видов и форм, сделать их яркими и увлекательными.
Интерактивная доска помогает учителю донести информацию до каждого ученика в классе, позволяет учащимся активно и всесторонне взаимодействовать с новым мате¬риалом. На доске можно легко менять информацию или передвигать объекты, создавать логические связки. Пре¬подаватель рассуждает вслух, коммен¬тируя свои действия на доске, постепенно во¬влекая учащихся в учебный процесс и побуждает их записывать идеи прямо на доске.
На уроках и во внеурочное время по биологии я использую такие электронные учебники, как «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др.
Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:
  • усвоить базовые знания по предмету,
  • систематизировать усвоенные знания
  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,
  • сформировать навыки самоконтроля,
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,
  • подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Работа с интерактивными досками существенно помогает учёбе. Для учителя интерактивная доска – это хорошее подспорье с целью повышения интереса к преподаваемому предмету, облегчения усвоения материала.
Интерактивные доски могут быть использованы учителем при групповой и фронтальной работе. Они позволяют разнообразить изучение предмета: учитель имеет возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы и т.д. Делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм или веб-страниц. Всю информацию, отображённую на интерактивной доске можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте.
Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Структура урока с использованием доски может быть различна. Так же по-разному учитель может классифицировать материал, используя различные возможности доски.
Деятельность на уроке с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.
К преимуществам использования интерактивных досок можно также отнести то, что учитель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Воспроизведение аудио и видео материалов можно контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если в этом есть необходимость. Замечания и добавления к файлу можно сохранять и использовать на следующих уроках или для повторения на том же уроке.
Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:
  • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  • Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Подводя итог, следует сказать, что использование интерактивной доски в обучении обеспечивает: интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса, многоаспектное развитие школьника, подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Используются технологии uCoz