Опыт внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в специальных коррекционных классах общеобразовательного учреждения, Кабинет информатики, Каменск-Уральский, Школа №21, учитель Ляшенко Надежда Георгиевна
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
г.Каменск-Уральский, школа №21Современное общество уже нельзя представить без компьютеров и информационных и коммуникационных технологий, прочно вошедших в нашу жизнь.
Все большее распространение компьютерных технологий находят и в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
В отличие от системы образования в общеобразовательных классах, в специальном (коррекционном) образовании информационные и коммуникационные технологии являются эффективным средством преодоления вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся. При организации работы с компьютерной техникой крайне важным является то, чтобы она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету.
Шестой год преподаю в специальных (коррекционных) классах предмет «Информатика и ИКТ». Ведение предмета «Информатика» начинается только с 8 класса. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах не предусмотрено, данный курс вводится из часов школьного компонента и преподается всего 1 час в неделю при решении, принятом непосредственно на школьном совете.
Программа составлена на основе системно-информационной концепции, автор Макарова Н.В «Программа по информатике и ИКТ. 5-11 класс». Для изучения начального (пропедевтического) курса по информатике для учащихся используются учебники «Информатика и ИКТ. Начальный уровень» и рабочие тетради авторского коллектива. Для изучения базового уровня в основной школе – учебники автора Семакин И.Г. совместно с рабочими тетрадями.
Содержание теоретических тем расширяю за счет использования материала, представленного в рабочих тетрадях. Кроме того, использование рабочих тетрадей в классе и дома способствует закреплению пройденного материала, как на теоретических, так и на практических занятиях.
Аудиторное время (работа в классе) организую следующим образом: 50% отводится на изучение теоретического материала и 50% – на практическую работу на компьютере. Это реализуется благодаря предложенной в учебнике методике преподавания.
Разнообразие применяемого прикладного программного обеспечения MS Office не только служит развитию у учащихся умений обращаться с компьютером, но и позволяет на практике показать им широту областей применения ЭВМ, получают представление о реальных возможностях ее применения в современном обществе.
Основным результатом обучения является формирование и владение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Информационные и коммуникационные технологии начинают активно использоваться также во внеурочной деятельности учеников специальных (коррекционных) классов. С 2009 года по курсу КОП Образовательного центра «Школьный Университет» при Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) обучаются дети из классов СКК по таким образовательным программам как:
1. «Волшебный компьютер», курс которой формирует основы информационной компетентности: знакомство с понятиями информации и информационной картины мира, способами получения, обработки, хранения и передачи информации, основами логики, с основными внутренними и внешними компонентами компьютера;
2. «Юный дизайнер», основанный на компетентностном подходе, даёт возможность учащимся средствами компьютерной графики решать сложные, в том числе и неалгоритмические задачи, реализованные на разных уровнях: от простейшего до углублённого.
Акцент делается на самостоятельное обучение школьников, учитель лишь координирует работу и помогает в трудных проблемных ситуациях.
Формирование умений и способов деятельности для решения важных, с точки зрения учащихся, задач активизирует их исследовательский, творческий потенциал. Программы служат средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся.
Важно отметить возможности компьютерной техники и как средства, позволяющего педагогу осуществлять контроль за деятельность детей (компьютер может дать наиболее объективный и полный анализ умений и навыков), а также как средства формирования и совершенствования навыков различных видов самоконтроля учащихся.
Опыт использования компьютерной техники в специальном образовании позволяет говорить о значительных положительных результатах, касающихся как учебной деятельности, так и коррекции многих психофизических особенностей развития.
Автор: Ляшенко Надежда Георгиевна, учитель информатики высшей категории.
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 21, г. Каменск-Уральский
Используются технологии uCoz