Как распознать стресс у школьника
Врачи и психологи отмечают, что сегодня половина российских школьников уже отягощена неврозами
ВМЕСТЕ с первоклассниками в школу идут и родители. Не только в прямом смысле, ежедневно провожая и встречая свое чадо, но и помогая ему адаптироваться к школьной жизни. То есть к иному распорядку дня, новым обязанностям, ограничениям и т. д.
Как правило, дети ждут 1 сентября с нетерпением и одновременно волнением: впереди неизвестное и даже пугающее. Родителям предстоит вводить первоклассника в этот новый мир, не запугивая школой, а формируя ответственное к ней отношение. Делать это надо деликатно, учитывая физические и психические особенности детского организма.
И здесь все непросто. Врачи и психологи отмечают, что сегодня половина российских школьников уже отягощена неврозами. А это тревожный факт! Главная причина – невыстроенный режим дня. И как следствие, недостаток свежего воздуха, умственное переутомление, хроническое недосыпание.
С первого школьного дня приучайте ребенка к строгому распорядку. Тогда он и успевать будет больше, и результаты окажутся выше.
Ученики начальной школы должны ложиться спать не позже 9 часов вечера и вставать в 7 утра. Школьные нагрузки, хотя и щадящие в первом классе, непривычны для организма, и полноценный отдых ночью чрезвычайно важен. На гуляние отводится не менее 3,5 часа в день. Причем обязательно с движением и играми на свежем воздухе.
За домашние задания рекомендуется садиться через 1,5–2 часа после школьных уроков. Ни в коем случае не оставляйте их на вечернее время. После шести вечера способность сосредоточиться и воспринимать информацию резко падает у всех, тем более у детей.
Разумеется, надо категорически исключить вечерние сидения у телевизора или компьютера. Младшим школьникам поздние нагрузки и впечатления вообще вредны. Это приводит к перевозбуждению, что тормозит, в свою очередь, засыпание. Так накапливается усталость, а за ней следуют стрессовые расстройства и болезни.
После ужина можно почитать ребенку книгу или посвятить немного времени упражнениям, развивающим мелкую моторику пальцев.
Собирайте и разбирайте «Лего», складывайте оригами, вырезайте картинки и буквы, играйте в Золушку (перебирайте гречку и рис). Такие тренировки помогут детям легче осваивать прописи.
Но не только новые нагрузки ложатся на первоклассника, ему предстоит еще и самостоятельно применять житейские гигиенические навыки. Аккуратно пользоваться туалетом, мыть руки после каждого его посещения и перед едой. Если дома взрослые могут проследить за выполнением этих требований, то в школе такого контроля нет. Значит, придется не раз напоминать первокласснику об элементарных правилах личной гигиены и общественной санитарии. Они должны укорениться в сознании с раннего детства и на всю жизнь. Напоминайте также, что школьник всегда должен быть опрятным, проверять, все ли пуговиц застегнуты и завязаны шнурки, не потерян ли бант.
Однако все это выполнить непросто. Как показали исследования специалистов по возрастной физиологии, степень напряжения ребенка в сентябрьские дни сопоставима с состоянием космонавта при экстремальных перегрузках. Весь организм, и психика в частности, «погружен» в совершенно новую среду. Ее освоение должно быть постепенным.
Не спешите отягощать маленького человека сразу несколькими делами. Например, параллельными занятиями в музыкальной, спортивной и художественной школах. Пусть он пройдет первый класс без излишнего напряжения. Дополнительное образование целесообразно начинать либо за год до школы, либо со второго года обучения.
Детям, которые воспитаны дома, а не в детском саду, психологически труднее осваиваться в школьном коллективе. Чаще объясняйте и напоминайте им: в школе будет много детей, все они разные и с ними надо ладить. Возможно, на первых порах у домашнего ребенка возникнут проблемы в общении со сверстниками.
Внимательно выслушивайте его впечатления, жалобы и вопросы. Старайтесь успокоить и настроить на доброжелательное отношение к друзьям.
Продленка в школе, безусловно, очень выручает работающих родителей и дает ребенку больше возможностей привыкать к коллективу, к новым друзьям. Тем не менее хотя бы в первой четверти желательно обойтись без продленки. Новоиспеченным школьникам трудно «переварить» слишком большой объем впечатлений.
А как усадить ребенка за рабочий стол, если его энергия бьет фонтаном? Некоторые родители готовы даже силу применить, но это непростительная ошибка. Надо разобраться в причинах чрезмерной моторности. Гиперактивные дети – достаточно частое явление в наше время. В Москве, например, они составляют более 18% учащихся. Это особая проблема.
Я обращу внимание лишь на одну ошибку: чтобы заставить школьника сосредоточиться на домашнем задании, кто-то из взрослых садится рядом, и начинается, по сути, коллективная работа. Так делать не стоит. Ребенок привыкает к опеке и без «толкателя» за уроки уже не примется. У него не будет стремления понять и добиться чего-то самостоятельно, он потеряет уверенность в себе, а в классе может оказаться безмолвным и беспомощным. А это уже стрессовая ситуация.
Помогать первокласснику, конечно, надо, но лишь объясняя непонятное и побуждая к действию. И обязательно хвалите ребенка за успехи.
КАК РАСПОЗНАТЬ СТРЕСС У ШКОЛЬНИКА?
- Ребенок начинает плакать и злиться без видимых для взрослых причин.
- Он пассивен и не уверен в себе.
- Часто жалуется на головные боли и боли в животе.
- Его трудно разбудить утром, хотя спит положенные 9–10 часов.
- Не хочет идти в школу.
- Засыпает на уроках.
- Стал непривычно молчалив.
- Несобран, не может себя заставить сесть за уроки.
- Не хочет дружить с одноклассниками.
- Появились тик, сильное моргание, привычка наматывать волосы на палец.
«Газета «Вечерняя Москва» - новости медицины, медицинские новости.»