Психологическая безопасность образовательного
процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников 
г.Каменск-Уральский, школа №21Безопасность – состояние защищенности человека от неблагоприятных воздействий, нарушающих его целостность, активное функционирование и развитие. Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие сохранения и укрепления психологического здоровья, полноценного развития ребенка. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением; научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других; осваивать систему научных знаний и социальных навыков; развивать свои способности и строить образ «Я» и образ мира.
Все перечисленное является показателями психологического здоровья, которое проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника психологическое здоровье обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. У младшего школьника психологическое здоровье обнаруживается в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к общественному взрослому; у подростка – в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего.
Психологическое здоровье как важнейший компонент здоровья в целом – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его укреплении. Известно, что забота о психологическом здоровье всегда рассматривалась как важнейшая в работе выдающихся педагогов и лучших образовательных учреждений. Достаточно вспомнить В.А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их – о здоровье».
Сегодня забота о психологической безопасности и психологическом здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения современного качества образования. Здоровье ребенка, пожалуй одно из немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Пока же стоит признать, что отношения между образованием и здоровьем определятся в сознании большинства родителей, врачей и педагогов либо как альтернативные (или хорошее образование или хорошее здоровье), либо - в лучшем случае, как дополнительные: хорошее образование и сохраненное здоровье. В последнем случае возникает модная идея здоровьесбережения и здоровьесберегающих образовательных технологий. Ее сущность, в принципе проста: необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы не подрывать здоровье ребенка, по возможности минимизировав негативное воздействие школьных факторов риска. Школьные факторы риска – ряд характеристик образовательного процесса, агрессивно воздействующих на психику и организм детей и достаточно устойчивых в своих проявлениях в школах всего мира. В качестве основных из них специалисты называют следующие:
• недостаточное соответствие школьных программ, методик и технологий возрастным и индивидуальным особенностям школьников;
• нерациональная организация учебного процесса;
• физические, эмоциональные и интеллектуальные школьные перегрузки;
• стрессовая тактика и стратегия педагогических действий.
К школьным факторам риска относятся и временной цейтнот, в котором находятся школьники в течение многих лет жизни, и недостаточная психологическая компетентность учителя, и скученность детей и подростков, и принужденность к общению в условиях классно-урочной системы обучения и многое другое.
Безусловно, что уже только понимание пагубности и тотальности воздействия школьных факторов риска на психологическое здоровье школьников – гарантия того, что школа и отдельный педагог будут пытаться их нивелировать, обеспечивая тем максимально возможную психологическую безопасность личности в образовательном процессе.
Но возможно ли иное, по сравнению с названными, отношение между образованием и здоровьем: не альтернативное и не дополняющее, а причинно-следственное? Возможно ли, чтобы образование, конкретная школа не просто сохраняла, а формировала, укрепляла здоровье школьников, обеспечивая их полную психологическую безопасность? Очевидно, что возможно, но только в том случае, если здоровье ребенка рассматривается как категория педагогическая, а психологическая безопасность в образовательном процессе обеспечивается с той же обязательностью, как пожарная безопасность или санитарно-гигиенический режим в школе.
Является на сегодня здоровье и психологическое благополучие ребенка категорией педагогической? Скорее нет, чем да, несмотря на многочисленность деклараций и разговоров о здоровьесбережении. Но, очевидно, что и педагогическому сообществу, и гражданскому обществу, и государству сегодня необходимо сделать все возможное и невозможное, чтобы это произошло. Вспомним, как много лет мы встречали высказывание, воспринимавшееся массовым сознанием, как аксиома: «В здоровом теле – здоровый дух». И верили в это, хотя жизнь порой доказывала, что отношения духа и тела значительно сложнее. Те, кому удавалось найти первоисточник, обнаруживали, что идея древних глубже и точнее: «Молите бога, чтобы в здоровом теле жил здоровый дух». Перефразируя это высказывание, можем сказать сегодня: «Сделаем все, чтобы здоровье стало категорией педагогической».
Как известно, категории – это предельно абстрактные, важные или основополагающие понятия, образующие мировоззрение, определяющие понятийный строй в той или иной науке, в том числе и в педагогике. К основным категориям педагогики относятся «обучение», «воспитание», «образование», «социализация», из которых, в свою очередь, выводятся другие, более конкретные понятия: «знания», «урок», «отметка», «метод обучения», «дидактические средства» и другие. Важно то, что эти понятия образуют сознание педагога, а оно, в свою очередь – определяет все профессиональные действия и поведение учителя. Если бы здоровье являлось педагогической категорией, то урок понимался бы в педагогике и осуществлялся на практике как организационная форма укрепления (а не только сохранения!) здоровья и оценивался бы именно с таких позиций, в том числе с позиций психологической безопасности для детей. Так ли это сегодня? Думает ли учитель, что отметка - это дидактическое средство, способствующее укреплению детского здоровья? Интерпретирует ли учитель сегодня такие конкретные и чрезвычайно важные педагогические понятия, как домашнее задания, учебные задачи, средства и методы обучения, исходя из категории здоровья и психологической безопасности? К сожалению, придется признать, что далеко не всегда.
Именно поэтому отметка, трактуемая как средство оценки академических успехов ребенка, на практике становится средством давления на детскую психику и фактором, нарушающим и психическое, и телесное здоровье. Как предельно точно определил в свое время выдающийся отечественный психолог Д.Б. Эльконин, «отметка – это винтовка, направленная в лоб ребенка». Сколько страха, тревоги, унижения, горьких чувств и переживаний испытывают маленькие дети, подростки и даже юноши под этим прицелом! Поскольку здоровье не стало еще категорией педагогической, домашние задания превращаются в обстоятельство психологической опасности, вызывая у учащихся тревогу, утомление, снижая самооценку и желание учиться. В силу того, что здоровье не представлено пока в сознании учителя как основополагающее педагогическое понятие, урок порой превращается в занятие, после которого ребенку необходимо серьезно восстанавливать свои душевные и телесные силы, что нельзя оправдать никакими ссылками на якобы приобретенные им важные знания.
Любые понятия рождаются, живут и умирают в сознании людей, именно потому они могут влиять на их поведение и деятельность. Педагогические понятия и категории живут в сознании педагогов. До тех пор, пока среди самых важных профессиональных категорий не займут своего законного места в профессиональном педагогическом сознании понятия «здоровье» и «психологическая безопасность», усилия по внедрению здоровьесберегающих технологий, по построению здоровьесберегающих программ и по созданию здоровьесберегающей среды в школах будут тщетны.
Все уже совершаемые педагогическими коллективами действия по здоровьесбережению в школе стоит признать чрезвычайно важными, но при этом понимать, что нужно, по верному выражению Л.Н. Толстого, «брать выше по течению – жизнь снесет». Необходимо ставить и решать в образовании не столько задачу здоровьесбережения, но здоровьепостроения. А это возможно только в том случае, если здоровье станет категорией педагогической, определяющей сознание родителей, учителей, руководителей ОУ, а школьными достижениями ребенка будут признаваться не только академические знания, но и бодрость духа, и социальная активность, и душевное благополучие, и умственные усилия.
Современная социокультурная и социоэкономическая ситуация в России дает нам многочисленные примеры негативного влияния среды, то есть внешних обстоятельств жизни и деятельности, на человека. Торнадо, цунами, засуха, пожары, технократические катастрофы, социальные волнения, террористические акты – все эти явления становятся предметом обсуждения и причиной поиска способов обеспечения безопасности человека. Если эти открытые экстремальные ситуации и ситуации физического насилия открыто обсуждаются и осуждаются, то ситуации психологического насилия или деструктивного психологического влияния социальной среды на человека пока только выдвигаются в центр общественных интересов. Еще в меньшей мере принято открыто и прямо обсуждать проблемы психологической защищенности от психологического насилия, возникающего в условиях взаимодействия участников образовательной ситуации.
Вместе с тем, по данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей – до 75% озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в образовательном учреждении обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфиктности отношений детей между собой и школьников и педагогов. Родителей беспокоит, будет ли ребенок чувствовать себя понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей, возможность манипулятивных воздействий со стороны педагогов, психологического издевательства над детьми. Насколько оправданы эти опасения? Практика «Областного центра диагностики и консультирования» позволяет привести многочисленные примеры несправедливого осуждения ребенка в школе, прямого насилия или скрытых оскорблений со стороны одноклассников, невнимания, излишней строгости или холодности со стороны учителя.
Ежегодно сталкиваясь с выпускниками школ, поступившими на первый курс педагогического университета, думаю, вместе с коллегами по кафедре о том, какое место в их сознании занимает здоровье? Как они видят миссию учителя – свою профессиональную миссию в будущем? Что вынесли они из собственного опыта образования, какое мировоззрение сформировал этот опыт? Попытки различными психологическими средствами получит информацию о том, что на самом деле думает, как представляет, что переживает студент - будущий учитель в самом начале своего профессионального пути все то, что определит его позицию как педагога в будущем, мы просим студентов и сказать, и нарисовать, и выразить в цвете те самые понятия и представления, которые образуют их восприятие учителя и школы. Из сочинения первокурсницы: «Когда я была маленькой, из всех сил пыталась завоевать любовь моих учителей, и очень огорчалась, что мои старания и усилия не восхищали их. Нет, меня никогда не унижали и не ругали в школе – я не доставляла учителям больших неприятностей своей успеваемостью и прилежанием, но никогда не чувствовала, что меня любили. Потом, повзрослев, я поняла, что школа – это не то место, где детей должны любить, это место, где детей должны учить».
В вынесенных на плакат визуальных метафорах - образах педагога, старательно изображаемых первокурсниками, появляются лошади, тянущие повозку с книгами и знаниями, бульдозеры, расчищающие завалы детской лени и невежества, молотки, вколачивающие гвозди знаний, указки, книги, компютеры, глобусы и карты, открывающие детям знания о мире – и очень редко иное: учитель как солнце, небо и дождь – зовущие к росту и развитию, поддерживающие, согревающие и питающие ростки и семена, упавшие в почву, школа – как корабль -, несущий капитана-учителя и его команду - учеников – в бурное море жизни. На вопросы о том, чего ждут от учителя родители, дети и общество, будущие учителя уверенно отвечают: знаний и хорошей успеваемости. С большим трудом удается преодолевать сложившуюся позицию и укоренять в сознании выпускников школы, что учитель – это тот, чья миссия – усиление жизнеспособности ребенка, а это возможно только в ситуации его психологической безопасности, предметные же знания, умения и навыки, как и сопровождающие их приобретение уроки, домашние задания и отметки - это только средства и инструменты, позволяющие ребенку становиться взрослой, активной, адекватной, социализированной, толерантной, целеустремленной личностью.
И еще о влиянии учителя на здоровье: порой взрослые и успешные в своей карьере люди обращаются за психологической консультацией по поводу тревожащих их невротических снов, которые повторяясь, выбивают из сил, лишают покоя, угнетают и ухудшают самочувствие. Зачастую эти сны связаны со школой и каким-то конкретным образом учителя, который не только в школьные годы травмировал психику ребенка, но и через годы продолжает свое дело. Конечно, профессиональный психолог поможет, в тех случаях, когда догадались обратиться к нему - но разве о таком влиянии учителя на ребенка говорит древняя мудрость: «Учитель – ты судьба для несмышленыша».
Сознание учителя, позиция учителя созидается и укрепляется обществом, его профессиональным образованием и теми профессиональными требованиями, которые к нему предъявляют. Утверждение здоровья как педагогической основополагающей категории возможно только в том случае, если и родители, и политики, и общественность, и государственные деятели, и СМИ, и академическая наука, - все без исключения станут ждать от школы того, к чему она и предназначена по смыслу, по сути: помощи ребенку в развитии всех его природных потенциалов и помощи в освоении того культурного опыта, который позволяет быть здоровым, успешным и счастливым человеком. Решение этой задачи возможно только в условиях психологически безопасной образовательной среды.
По материалам интернет-сайтов.
Используются технологии uCoz