БФ "Синара" поможет детям с ограниченными возможностями получить образование
В начале ноября были подведены итоги грантового конкурса общественной палаты РФ, направленного на реализацию социально значимых проектов в области образования, искусства, культуры и общественной дипломатии.
Конкурс проводился в соответствии с распоряжением Президента РФ среди некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества.
Как сообщили в БФ "Синара", в числе победителей грантового конкурса признан совместный проект БФ "Синара", школы "Согласие" и фонда педагогических инициатив "Родники" по созданию модели дистанционного обучения детей-инвалидов на территории Свердловской области. В рамках проекта планируется организовать для детей-инвалидов дистанционный учебный процесс для получения основного и дополнительного образования с помощью оборудованных компьютерных мест и специально разработанных программ обучения.
В рамках проекта предусмотрены информационно-обучающие семинары, а также организация социально-психологической помощи детям и их родителей с педагогами в режиме on-line. Проект будет осуществлен в 2009 году в городах Свердловской области: Екатеринбург, Полевской, Каменск - Уральский. В Екатеринбурге метод дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями реализуется на базе школы "Согласие" с 2004 года. За это время были разработаны образовательные программы web-трансляции уроков для детей, не включенных в традиционный учебный процесс. Благодаря полученным знаниям, ребята овладели новыми возможностями учебно-познавательной деятельности, расширили круг общения посредством сети интернет, смогли получить квалифицированную помощь психологов и педагогов. По словам президента БФ "Синара" Натальи Левицкой, положительный опыт преподавателей школы "Согласие" позволит адаптировать дистанционную технологию обучения в городах Свердловской области для детей, не посещающих учебные учреждения по причине тяжелых заболеваний. Предоставляя детям свободный доступ к информационным образовательным ресурсам, проект создает условия для развития способностей ребенка и получению качественного образования
01 октября, 2009
г.Каменск-Уральский, школа №211 октября в 14:00 в МОУ СОШ № 21 г. Каменска-Уральского состоялся семинар на тему «Создание условий для дистанционного обучения детей-инвалидов». Председатели психолого-медико–педагогических консилиумов обменивались опытом по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вступительное слово было предоставлено И.Б. Соловьевой, специалисту Управления образования, где мы получили более широкую информацию об этом проекте;
Н.В. Антропова, зам. директора по УВР школы №19, рассказала об актуальных проблемах и перспективах развития дистанционного обучения; О.В. Куликова, зам.директора по УВР школы № 30 поделилась разработкой пакета необходимых документов для осуществления дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, а О.В. Иванова, директор школы № 21, поведала коллегам о структуре модели дистанционного обучения.
Обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для таких детей проблему образования. Но дети с ограниченными возможностями должны овладевать процессами культуры и социализации при посредничестве учителя. Таким детям живой посредник нужен не меньше, а больше, чем здоровым детям. Важнейшей идеей этого проекта является понимание развития как саморазвития, как активного созидательного процесса, осуществляемого ребенком в сотрудничестве с взрослым.
В этом проекте участвует ученик нашей школы 4А класса Жиров Дмитрий. Комплект компьютерного оборудования был один на весь город, но к нашей радости, этот приз достался именно Диме. У мальчика никогда не было компьютера, потому и его освоение шло медленными шагами. С первых дней проекта педагогом Димы является Костромина И.Л. После долгого совместного сотрудничества ученика и учителя Дима освоил клавиатуру, научился общаться через электронную почту, владеть интернетом, выполнять различные задания и отправлять их Ирине Леонидовне.
«Очень нелегки первые шаги» - так и Диме и Ирине Леонидовне пришлось потратить немало сил для достижения качественного результата. Скачать видеоновости
Дистанционное обучение
ХХI век называют веком информационных технологий. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. В обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире. Чтобы идти в ногу со временем нужно приобрети навыки использования компьютерных технологий в различных сферах жизни.
Ускорение процессов информатизации всех сфер жизни общества поставило перед школой задачу: сформировать у обучающихся ряд компетентностей для успешной социализации.
Способом решения многих проблем может стать ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.
Для обеспечения процесса дистанционного обучения используются наряду с традиционными информационными ресурсами следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплексы и иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
Каковы преимущества дистанционного обучения?
Использование дистанционного обучения:
позволяет получить качественное образование независимо от места проживания;
реализует принцип равной доступности к любым образовательным информационным ресурсам (федеральным, региональным, мировым);
позволяет наиболее способным детям в дальнейшем освоить Hi-Tech (высокие технологии), что повышает конкурентособность личности для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений;
увеличивает эффективность коммуникативной деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет);
формирует у человека потребность в систематическом и системном повышении интеллектуального потенциала, способствует освоению способов познавательной деятельности;
формирует ключевые компетентности, в том числе компетентность в профессиональной сфере.
Помимо указанного, дистанционное обучение способствует:
выравниванию стартовых позиций для самоопределения в профессиональной сфере и поступлению в профильные гимназии, лицеи для получения профессионального среднего образования;
быстрому освоению системы дистанционного обучения высших учебных заведений, внедривших и эффективно использующих технологию дистанционного обучения студентов;
повышению квалификации в выбранной профессии, так как при получении базовых основ информационных технологий возможно самообучение.
Цели и задачи проектов, реализуемых на базе МОУ СОШ № 21
Цель проектов – создание условий детям с ограниченными возможностями для свободного доступа к информационным ресурсам и получения качественного образования с помощью дистанционного обучения.
Задачи проектов связаны с обеспечением качества образования не ниже государственного образовательного стандарта и с расширением диапазона форм и видов информационного взаимодействия.
В их числе:
отбор и пополнение информационного образовательного ресурса;
создание единой образовательной информационной среды для участников педагогического процесса;
создание образовательного информационного Интернет-Портала, где размещается информация для детей и их родителей:
о программах, по которым ведется обучение;
о тематическом планировании по всем предметам, входящим в инвариант Базисного учебного плана и учебного плана МОУ СОШ № 21;
о методах (технологиях) обучения;
о тренинговых программах по выполнению заданий различного уровня (от репродуктивного до творческого);
о домашних заданиях, их уровне и направленности;
об индивидуальных консультациях педагогов;
об успеваемости учащихся (есть электронный журнал);
о методике работы над тезисами, конспектами, докладами, рефератами, проектами Интел;
справочный материал различной направленности и т.п.
Деятельность педагогического коллектива позволила освоить технологию дистанционного обучения, создать базу данных, пополнить информационный образовательный ресурс.
Создан и наполняется материалом сайт дистанционного обучения, что значительно облегчит взаимодействие учителя и ученика.
Для тех, кто заинтересовался дистанционным обучением, ниже мы помещаем соответствующую информацию.
Отбор содержания образования проводится учителями-предметниками, курирующими процесс обучения. Для реализации требований Государственного образовательного стандарта за основу принят инвариант Базисного учебного плана, обеспечивающий качество образования не ниже государственного образовательного стандарта.
Как выстраивается учебный материал?
Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее преобразование. Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения.
Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Перед педагогами высшей и первой категорий была поставлена задача - освоить новые информационные технологии, в их числе блочно-модульное обучение, и выстроить учебный процесс, применительно к дистанционному обучению (дистанционное обучение может быть как основное или как поддерживающее; право выбора – за обучающимся).
Технология обучения с помощью компьютера может осуществляться в следующих трех вариантах:
1) как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для решения отдельных дидактических задач);
2) как «основная», определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
3) как «монотехническая», когда все обучение опирается на применение компьютера.
Дистанционное обучение – это, скорее, монотехнический вариант.
Обязательная составляющая в разработке технологии дистанционного обучения – учет принципов программированного обучения:
Иерархия управляющих устройств; ступенчатая соподчиненность частей в целостной системе при относительной их самостоятельности
принцип обратной связи; обратная связь необходима и учащемуся, и педагогу; обратная связь должна быть оперативной; при внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы, а при внешней это делают педагоги;
осуществление шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала; шаговая учебная процедура – это прием, означающий, что учебный материал в программе состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных задач; в состав шага включаются три взаимосвязанных звена (кадра):
информация,
операция с обратной связью;
контроль;
последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу – основу технологии программированного обучения;
принцип учета индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время;
работа учащихся по программе является строго индивидуальной и предоставляет каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна.
Варианты программированного обучения – блочное, модульное и блочно- модульное.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы:
информационный блок;
тестово-информационный блок (проверка усвоенного);
коррекционно-информационный ( в случае неверного ответа – дополнительное обучение);
проблемный блок: решение учебных задач на основе полученных знаний;
блок проверки и коррекции.
Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (как развитие блочного) – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения. Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном.
Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:
точно сформулированная учебная цель;
банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;
методическое руководство по достижению целей;
практические занятия по формированию необходимых умений;
контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Примечание:
Учащийся самостоятельно выполняет все задания (устные и письменные) в соответствии с требованиями учебной программы и государственного стандарта; письменные задания, в том числе и контрольные, отправляет куратору (педагогу) для проверки по электронной почте.
Связь осуществляется регулярно по мере освоения блока (модуля).
Для прохождения итоговой аттестации ученик приглашается в школу и сдает экзамены в соответствии с требованиями по итоговой аттестации.
Безграничные возможности
Инвалидов часто называют людьми с ограниченными возможностями. Этот термин характеризует в России не только физическое состояние, но также бытовую и социальную стороны жизни. Такой человек у нас не может существовать самостоятельно: пандусов почти нигде нет – ни спуститься, ни подняться в одиночку, круг общения минимален.
Но для нескольких ребят с ограниченными возможностями, учеников школ № 19, 21 и 30, мир меняется кардинально: некоторые уроки (русский, литература, география и информатика) у них проходят дистанционно – через Интернет. А со следующего года перечень пополнится английским, химией и физикой.
Метод дистанционного обучения детей-инвалидов разработан екатеринбургской школой № 201 «Согласие». Совместно с Благотворительным фондом "Синара" образовательный проект был выдвинут на грант Общественной палаты Российской Федерации и вошел в число победителей.
Проект реализуется на тех территориях, где есть производственные мощности предприятий - попечителей БФ "Синара" (в Каменске это трубный завод). Поэтому не случайно проект осуществляется и в нашем городе.
Ирина Соловьева, специалист по коррекционному образованию и психологической службе городского управления образования, ставшая координатором проекта в городе, отметила, что идею дистанционного обучения поддержали руководство и преподаватели школ.
В рамках проекта каменские педагоги освоили специальную методику, побывав на семинарах в Екатеринбурге, посетили открытые уроки преподавателей школы "Согласие". Затем разработали авторские пособия, уроки, и приступили к занятиям.
Вся система – это два компьютера с мониторами и веб-камеры. Доску заменяет монитор. Изображение учителя - в одном из углов экрана, на остальной части монитора – задание. Есть и другой вариант – общение через электронную почту. Выполненные работы ребенок высылает на электронный адрес учителя, тот оценивает и присылает новое задание.
Ученики - разного возраста: один - из начальной школы, другой – из 5-го класса, третий - из 9-го. При отборе кандидатов учитывались сохранность интеллекта, технические возможности внедрения системы, компьютерные навыки, желание самих учеников. Все ребята с удовольствием восприняли новшество. Их родители – тоже. Однако у ученика школы № 21 просто-напросто не было компьютера. И этот вопрос решили.
Интересно, что пользователями пришлось стать не только школьникам, но и их родителям. Программа реализуется при их самом активном участии.
Понятно, что кроме уроков ребята теперь пользуются «всемирной паутиной» и для расширения кругозора. Для человека с ограниченными возможностями это дополнительный путь общения, познания чего-то нового.
Тем временем авторы проекта с нетерпением ждут первых результатов. Если опыт окажется положительным, то, возможно, в следующем году число учеников, которые смогут получать знания с помощью дистанционной программы, увеличится.
Ольга МЕЛЬНИКОВА.
Используются технологии uCoz