Операция «Подросток»
Анализ эффективности участия МОУ
«Средняя общеобразовательная школа №21»
в межведомственной комплексной профилактической операции
«Подросток»
В целях повышения эффективности деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в период с 15 мая по 1 октября 2011 года проводилась областная межведомственная комплексная профилактическая операция «Подросток».
Основными задачами профилактических мероприятий межведомственной операции «Подросток» являлись:
   – принятие мер по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних;
   – оперативное выявление беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, оказание их семьям социальной, правовой, медицинской, психологической помощи (в том числе экстренной);
   – выявление неблагополучных семей, фактов неисполнения родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению;
   – дальнейшее устройство несовершеннолетних – выпускников учреждений государственного воспитания;
   – оздоровление, трудоустройство и досуг несовершеннолетних (особенно в отношении которых приняты решения о проведении с ними индивидуальной профилактической работы);
   – контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда несовершеннолетних;
   – оказание всех видов помощи семьям с детьми школьного возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации, с целью обеспечения подготовки несовершеннолетних к учебному году;
   – выявление подростков-правонарушителей, групп несовершеннолетних негативной направленности, принятие мер по предупреждению антиобщественных, противоправных действий несовершеннолетних;
   – профилактика гибели и травматизма несовершеннолетних во всех сферах их жизнедеятельности;
   – социальное сопровождение несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, вернувшихся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
   – недопущение нахождения несовершеннолетних в местах, составляющих угрозу их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; недопущение нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием подростков.
Наша школа также участвовала в проведении этой операции. Был разработан и проведен в исполнении План комплексной Межведомственной профилактической операции «Подросток-2011».
Согласно Закону РФ №120 «Об основах системы профилактики правонарушений, бродяжничества и беспризорности» с учащимися, состоящими на разных видах учета, велась индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являлись: посещение на дому учащихся с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий время, а также в летнее каникулярное время; изучение особенностей личности подростков, занятия с психологом по коррекции их поведения, посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащимся к занятиям, индивидуальные консультации, профилактические беседы, а также вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность. Здесь ребенок с достаточно скромными учебными успехами имел возможность реализовать себя в иных сферах деятельности, почувствовать в «ситуации успеха».
В школе велась планомерная работа по профилактике употребления наркомании, нетерпимому отношению к употреблению алкоголя и табакокурения, формированию установки на здоровый образ жизни и правовому воспитанию.
Все общешкольные и классные мероприятия по данной проблеме были запланированы и проведены в соответствии с планом. Классными руководителями проводились классные профилактические часы. Ребята участвовали в общешкольных, городских и районных мероприятиях.
Ежегодно принимаем участие в областном Дне трезвости. В этом 2011-2012 учебном году приняли участие ребята из 1-11 классов - всего 576 детей.
Положительным результатом данной работы можно признать:
   – снижение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете;
   – снижение учащихся, состоящих на учете в ОДН;
   – отсутствие фактов употребления учащимися школы за отчетный период алкоголя и ПАВ, отсутствие учащихся и родителей, состоящих не учете в наркологическом кабинете.
Одной из причин совершения правонарушений подростками – незнание родителями, чем занят их ребенок в свободное время. Многие родители, к сожалению, не знают круга общения своего ребенка. Большое влияние на «умы» наших детей оказывают компьютеры.
Из года в год увеличивается число родителей, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей. Наблюдается увеличение количества неблагополучных семей, в которых падает авторитет родителей. В таких семьях основной причиной совершения подростками правонарушений и преступлений. Стало распространенным явлением нежелание учиться. Образовательный интерес детей снизился даже в раннем школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье и бродяжничеству. Настораживает негативное отношение родителей к детям и школе.
В нашем образовательном учреждении присутствуют практически все категории семей. В школе 37 семьи являются многодетными (в 2009 году - 43 семьи) и 72 семьи относятся к категории малообеспеченных (в 2009 году - 64 семьи). Незначительно снижается количество неполных семей (в 2011г. - 170 семей, а в 2009 г. - 194 семьи), 10 семей относятся к категории неблагополучных. Особое внимание уделялось учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Социально-педагогическая защита прав ребенка выражалась в таких формах работы: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных, малообеспеченных семей и других категорий)
Ежегодно учащиеся из малообеспеченных семей получают подарок «Школьника» к началу учебного года, учащиеся из многодетных и малообеспеченных семей питаются бесплатно.
В рамках Недели добра, проводились благотворительные акции по сбору теплых вещей для малообеспеченных семей в ходе, которой оказалась помощь для учащихся из малообеспеченных семей. В летнее каникулярное время на базе школы был открыт лагерь с дневным пребыванием. В этом 2011 году в нем отдохнуло 205 человек + 8 человек из школы №24 и 60 спортсменов. По льготным путевкам - 73 человека (бесплатно), 34 человека (за 10%). Из них:
   – 8 детей, оставшиеся без попечения родителей;
   – 13 детей, проживающих в малоимущих семьях;
   – 21 ребенок, воспитывающийся в многодетных семьях;
   – 48 детей, проживающих в неполных семьях.
Выявляя проблемы и трудности детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей школа привлекала к их решению специалистов из различных служб (ГОУ СО «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Лада», сотрудников ОДН Синарского и Красногорского районов, ТКДН и ЗП, школьного инспектора Черноскутову О.М).
Тесное взаимодействие с классными руководителями, школьным инспектором, администрацией школы, родителями позволило строго контролировать посещаемость занятий учащимися.
В целях предупреждения и снижения уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения эффективности профилактической работы возникла необходимость активизировать и повысить эффективность профилактической работы в школе. Для повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних были проведены методические совещания и семинары:
   – Состояние работы по профилактике преступлений и правонарушений среди учащихся за 9 месяцев учебного года»;
   – «Правовые аспекты отношений в образовательном процессе»;
   – «Бесконтрольность свободного времени - основная причина совершения правонарушений и преступлений»;
   – «Организация отдыха, оздоровления и обеспечения занятости детей и подростков в летний период»;
   – «Тестирование учащихся на выявление психоактивных веществ»
С учащимися школы велась большая профилактическая работа, которая включала в себя следующие направления:
Профилактика правонарушений:
1. Лекции:
   «Административная ответственность несовершеннолетних»;
   «Права и обязанности ребенка»
   2. Мультимедийная презентация «Право на защиту от всех форм насилия»
   3. Просмотр мультфильмов «Азбука прав»
   4. Индивидуальные разъяснительные и и профилактические беседы по предотвращению правонарушений
   5. Рейды «Подросток», совместные рейды со школьным инспектором по проверке условий жизни учащихся, занятости во внеурочное время, профилактика детской безнадзорности правонарушений
   6. Викторина «Знаем ли мы законы?»
   7. Игра- тренинг «Как не стать жертвой преступления?»
   8. Беседа «Дети и терроризм»
   9. Игра «Правовой статус ребенка».
Профилактика наркомании, вредных привычек:
1. Игра по станциям «Умей сказать нет!»
   2. Спортивный праздник, посвященный Всемирному дню борьбы а наркоманией
   3. Позновательно- развлекательная программа «Мы за здоровый образ жизни!»
   4. Тренинг «Вредные привычки»
   5. Просмотр видеофильма «Дороги, которые мы выбираем»
   6. Беседы школьного врача:
   - «Профилактика клещевого энцефалита»;
   - «Профилактика кишечных инфекций»;
   - «Педикулез, чесотка»;
   - «Укусы животных, насекомых, змей»
   - «Ядовитые растения»
   7. Конкурс рисунков «Я выбираю жизнь»
   8. Выставка рисунков «Жизнь без наркотиков?- Да!», «Алкоголь – это обман»
   9. Туристическая эстафета
   10. Зарничка
   11. Спортивные мероприятия.
Профилактика пожарной безопасности:
1. Познавательная программа «Безопасный огонек»
   2. Конкурс детского рисунка «Будь бдителен!»
   3. Неделя «Огонь- друг, огонь – враг!»:
   - конкурс рисунков по пожарной безопасности;
   - конкурс мини- сочинений;
   - викторины по правилам пожарной безопасности;
   - тренировочная эвакуация школьников;
   - выступление агит.бригады
   4. Беседы:
   - «Опасные игры с огнем»;
   - «Детские шалости с огнем»;
   - «Эта маленькая спичка может сделать много зла»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма:
1. Беседа «Как вести себя, чтобы избежать травм»
   2. Линейка «Безопасный путь в лагерь и домой, правила при переходе дороги и перекрестка»
   3. Конкурс на лучшее оформление уголка по ПДД ( рисунки, плакаты, кроссворды)
   4. Шоу «В гостях у Пети светофора»
   5. Конкурс рисунков на асфальте
   6. Игра «Безопасное колесо»
   7. Лекции:
   - «Велосипед – друг, а не враг»;
   - «Мой веселый звонкий мяч»;
   - «Правила безопасного поведения для пешеходов»
   8. Познавательно- развлекательная игра «Мы пешеходы, мы пассажиры»
Профилактика происшествий на водоемах:
1. Беседа «Правила поведения в закрытом бассейне»
   2. Викторина «Вода – это жизнь»
   3. Конкурс на лучшего «ныряльщика» и «держателя» на воде
Профилактика экстремизма, национализма:
1. Конкурс рисунков по формированию толерантности, культуры мира и профилактики проявления ксенофобии «Дружат дети всей Земли»
   2. Соревнования по оказанию первой медицинской помощи, тренировочная эвакуация, отработка практических навыков действий при ЧС и угрозе теракта
   3. Конкурс рисунков «Мы- жители планеты Земля»
   4. Оформление информационного стенда «Терроризм - угроза обществу».
   5. Изучение основных нормативных правовых актов, понятий, необходимых для осуществления работы по профилактике экстремизма.
   6. Рассмотрение вопросов организации работы по профилактике экстремизма, терроризма, воспитания толерантности на методическом объединении классных руководителей.
   7. Посещение городского обучающего семинара «Профилактика экстремизма».
   8. Подбор тематической литературы для педагогов и учеников.
   9. Тематические классные часы: «Возьмемся за руки , друзья», «Нам надо лучше знать друг друга».
   10. Участие в городском кроссе Наций (3-11 классы).
Профилактика суицидального поведения:
1. Разработка программы психологом школы по профилактике суицидального поведения.
   2. Диагностические мероприятия по выявлению обучающихся с суицидальным поведением (дети группы «риска»).
   3. Участие в городском осеннем кроссе (4-11 класс).
Активно принимали участие в городских, областных, всероссийских мероприятиях, акциях профилактической направленности:
1. Областная межведомственная комплексная профилактическая операция «Подросток».
   2. Областное профилактическое мероприятие «Безнадзорные дети».
   3. Областной день Трезвости.
   4. Городской проект «Формула смелости».
   5. Открытая трибуна «Мы выбираем ЗОЖ!», посвященная областному Дню трезвости.
   6. Экологический слет по родникам (г. Сысерть).
   7. Футбольная страна (3-8 класс)- массовые областные соревнования.
   8. Городской кросс Наций.
Занятость учащихся во внеурочное время:
Система дополнительного образования в нашей школе представляет возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия, коммуникабельность, способствует ведению здорового образа жизни.
   Анализируя состояние занятости учащихся организованным досугом, можно отметить, что большинство учащихся школы занимаются в различных кружках, секциях, факультативах, курсах. В двух и более кружках занимаются более 35 % учащихся. Всего в кружках и секциях в системе дополнительного образования занято 402 учащихся школы (69.7%).
   Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому мы стремимся. К тому же у ребёнка меньше остается незанятого времени, значит, меньше времени он будет бесцельно слоняться по улицам, снижается риск попадания в неблагоприятные компании.
Каждый год на базе нашей школы открывается лагерь с дневным пребыванием для учащихся 1-8 классов. В этом 2011 году в нем отдохнуло 205 человек + 8 человек из школы №24 и 60 спортсменов. По льготным путевкам- 73 человека (бесплатно),34 человека (за 10%). За пределами Свердловской области учащиеся школы отдыхают с родителями ( их количество увеличивается с каждом годом), а также увеличивается количество отдыхающих в санаториях до 44 человек. Подростков, вернувшихся из воспитательных колоний - нет.
В образовательном учреждении проводится большая разъяснительная, профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни. До открытия летней оздоровительной кампании проведены инструктажи с воспитателями, с обслуживающим и техническим персоналом; в первый же день открытия лагеря проведены инструктажи для детей, направленные на сохранение здоровья и жизни. Особое внимание уделялось вопросам профилактики по предупреждению гибели и травматизма детей при пожарах, работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Использовались различные формы работы: организация просмотра видеофильмов, интеллектуальные игры, библиотечные часы. Проведены мероприятия Дня защиты детей.
А вот количество детей отдыхающих в загородных лагерях сокращается.
Возможными причинами считаю:
   - появилось множество информации в СМИ о гибели детей во время отдыха в загородных лагерях;
   - неудовлетворенность в организации загородных лагерей;
   - низкий уровень жизни некоторых категорий населения не позволяет приобрести путевки в лагеря.
Положительным результатом можно признать факт увеличения количества трудоустроенных подростков (в 2009 году - 48 человек, а в 2011 году-50 человек).
Вот уже три года на базе нашей школы работал летний трудовой отряд из учащихся 8-10 классов. Бригада была организована из ребят, относящихся к числу социально - незащищенных семей: подростки из неполных и неблагополучных семей. Ребята работали на территории школы и пришкольном участке. Каждый подросток перед устройством на работу получил допуск по состоянию здоровья от школьного врача и разрешение на работу от родителей. Работа трудового отряда осуществлялась в нескольких направлениях:
   - ребята работали на территории школы (ежедневная уборка пришкольной территории от мусора, травы, листьев; занимались подстрижкой деревьев и кустарников, посадкой цветов);
   - занимались генеральной уборкой кабинетов (мытье стен, парт, дверей, батарей и полов), ремонтом школьной мебели, пересадкой цветов в кабинетах, ремонтом стендов, мытьем окон (1 этажа и внутренних), покраской полов в кабинетах, мелким ремонтом классных комнат;
   - проводилась большая работа в спортивных залах (большом и малом). Работа заключалась в генеральной уборке залов, спортивных раздевалок, складе спортивного инвентаря, чистке и реставрации баскетбольных и волейбольных мячей, ремонте и чистке спортивных матов.
Нужно отметить, что работа в трудовом отряде позволяет не только самостоятельно заработать деньги (чем ребята очень гордятся), но и познакомиться, и подружиться. Они вместе работали, отдыхали. По данным итоговой анкеты ребята получили ряд новых умений и навыков, попробовали себя и в качестве подчиненного, и в качестве руководителя (каждый день, определяя фронт работ, назначался ответственный за выполнение этой работы).
Ребята приобретали навыки общения в трудовом коллективе, учились добросовестно выполнять возложенные на них обязанности, с уважением относиться к чужому труду. Ребятам представилась возможность пообщаться со многими учителями в неформальной обстановке, чем они были очень довольны.
Наша школа активно сотрудничает с социальными партнерами города, решая при этом различные задачи:
   - организация общекультурных мероприятий.
   - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
   - организация обучения детей мерам пожарной безопасности.
   - профориентация
   - социализация учащихся.
Положительным результатом данной работы можно признать факт отсутствия погибших на пожарах, травмированных на пожарах, не зафиксировано пожаров по вине детей, отсутствие ДТП с участием несовершеннолетних, нет погибших на воде, нет погибших путем совершения суицидов.
Используются технологии uCoz